Про все на свете
C

Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
(В.Степанов)



_____________________________________________________________________________
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
(Г.Виеру)



_____________________________________________________________________________
Шел конь,
Подковами звеня.
Как буква С
Следы коня.
(Е.Тарлапан)



_____________________________________________________________________________
Сосулька

Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А потом я заболел —
Стало очень грустно.
(М.Дружинина)



_____________________________________________________________________________
Свинья в гостях
(Запомните слова со звуком [С], которые встретятся вам в сказке.)

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе — сосисок нажарила с салом.
Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь...
— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. — Свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.
(Г.Юдин “Букваренок”)



_____________________________________________________________________________
Семь сыновей стариков Синицыных.

Жили-были старик и старуха. Он — Синицын, а она, соответственно, Синицына. И было у них семеро сыновей: Степан, Семен, Сергей, Савелий, Станислав, Спиридон и Саша.
Степан был в семье самым солидным, серьезным и скупым на слова. Он был старшим следователем в Саратове.
Семен, совсем наоборот, был смешливым и словоохотливым. Он состоял в секции сатириков — сочинял смешные сценки, стихи и сказки.
Сергей считался самым сильным среди своих сверстников. Он был самбистом, спортсменом из «Спартака».
Савелий был слабее Сергея, но зато он был способным скрипачом. Его скрипку слушали не только в Саратове, но и в Стамбуле, Сеуле, в столицах Скандинавских стран.
Станислав был старшиной. Он служил на крейсере «Стремительный» в Севастополе.
Спиридон был сыщиком. Вместе со своей служебной собакой Султаном он сумел своевременно — в считанные секунды — схватить Сеньку-Сыча — «специалиста» по сейфам и сберкассам.
Саша — студент. Он собирается стать скульптурой.
Сосчитайте-ка, сколько слов на букву С в рассказе. Сосчитали? Спасибо. (Л.Каминский)



_____________________________________________________________________________
Сочиним сказку.
(упр-е на дифференциацию звуков [С] - [З])

Жили дружно две девочки. Одну из них звали так, что в ее имени был звук [с]. Как ее звали? (Чем больше имен назовет ребенок, тем лучше.)
Правильно, одну из девочек звали Светой. (Произнося имя, выделите голосом звук [с]: Сссвета.)
В имени другой девочки был звук [з ]. Как ее звали? Верно, вторую девочку звали Зоя. (Повторите имя, выделив в нем звук [з]: Зззоя.)
У Светы были такие игрушки, в названии которых есть звук [с]. Какие игрушки могли быть у Светы? (Ребенок называет: «Санки, самолет, лиса, автобус», — произнося слова так, чтобы ясно был слышен звук [с]: сссанки, гусссь.)
А у Зои были игрушки, в названии которых есть звук [з ]. Какие игрушки могли быть у Зои? Правильно: зззонтик, зззайка, козза, ваззочка.
(В.Волина “Учимся играя”)



_____________________________________________________________________________
В саду

Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски и две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и автобус. А Оксана — снеговика, санки и маленькую собачку.

Ответить на вопросы: Что вынесли в сад дети? Как звали детей? Что принес Вася? Куда сели дети? Что нарисовал Вася? Что нарисовала Оксана?
(В.Волина Учимся играя)




_____________________________________________________________________________________



Звук заблудился.

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)!

На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву.

Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
(А.Шибаев)


_____________________________________________________________________________
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

Нашла коза (коса) на камень.
Любишь кататься — люби и баночки (саночки) возить.
Знание — жила (сила).
Пила (сила) ломит все, а ум — пилу (силу).
Мы сами с ушами (усами).
(В.Волина “Учимся играя”)



_____________________________________________________________________________
Любопытный.

(отвечать на вопросы ведущего только словами со звуком [С]), например:
— Как тебя зовут? (Саша, Соня.)
— Где ты живешь? (В столице.)
— Кто твоя сестра? (Студентка.)
— Кем работает отец? (Сторожем.)
— А мама? (Сортировщицей.)
— Что ты любишь есть? (Сосиски.)
— Твои любимые напитки? (Соки.)
— Какие фрукты, ягоды ты любишь?
(Сливы, смородину.)
— Где продукты? (В сумке.)
— Где картина? (На стене.)
— Где апельсин? (На столе.)
— Где спортсмены? (На стадионе.)
(В.Волина “Учимся играя”)



_____________________________________________________________________________________
Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы) , которые начинаются со звука [с], например:
Мир — (ссора); трусливый — (смелый); пасмурный — (солнечный); легкомысленный — (серьезный); открытый человек — (скрытный...); соленый огурец — (свежий...); тесная обувь — (свободная...); кислое яблоко — (сладкое...); горькое лекарство — (сладкое...).
(В.Волина “Учимся играя”)



_____________________________________________________________________________
К каждому существительному подобрать пару (прилагательное), начинающееся со звука [C], например:
Существительные: сыр, свет, салат, салфетка, сосиски, сельдь, сливы, студент, сестра, слесарь, сорочка.
Прилагательные: слабый, свежий, сырой, спелые, соленый, солнечный, способный, смелый, счастливый, сухой, строгий.
(В.Волина “Учимся играя”)



_____________________________________________________________________________
Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне –
До сих пор бы сидел на сосне.



_____________________________________________________________________________
САМОКАТ

Я несусь на самокате
Мимо сосен и берёз.
Оставляет на асфальте
Самокат следы колёс.
Самокат я сам катаю,
Встану сам, сам разгоню,
Ну а если сам сломаю,
Сам его я починю!
(Ирина Лопухина “Логопедия: Звуки, буквы и слова”)



_____________________________________________________________________________
Береги нос в сильный мороз.



_____________________________________________________________________________
У Саньки новенькие санки.



_____________________________________________________________________________
У Сени и Сани в сенях сом с усами.



_____________________________________________________________________________





СТАКАНЫ

- Остатки еды стёр?
- Стёр!
- Крошки со скатерти смёл?
- Смёл!
- Скатерть со столика снял?
- Снял!
- Салфетки грязные смял?
- Смял!
- Кастрюлю на кухню отнёс?
- Отнёс!
- Солонку и миску унёс?
- Унёс!
- Самовар соседке занёс?
- Занёс!
- А где же стаканы? Принёс?
- Не принёс!
Поставил я их на поднос,
Мимо котёнка понёс,
Котёнок своим хвостом
Стаканы с подноса снёс!
Хотел пронести - не пронёс!
Стаканы, прости, не донёс...
(Ирина Лопухина “Логопедия: Звуки, буквы и слова”)



_____________________________________________________________________________
САМ

Есть посуда - самовар,
Есть машина - самоход,
Есть игрушки - самокат
И, конечно, самолёт!

Суп могу я сам варить,
В сад могу я сам ходить,
Самокат мой сам катать,
С горки в санках сам слетать!

Значит, сам я - самовар,
Значит, сам я - самоход,
Значит, сам я - самокат,
Значит, сам я - самолёт!
(Ирина Лопухина “Логопедия: Звуки, буквы и слова”)



_____________________________________________________________________________
УТРО ПЕЧАЛЬНОЕ

- Просыпайся!
- Не проснусь!
- Поднимись!
- Не поднимусь!
- Умывайся!
- Не умоюсь!
- Обливайся!
- Ой, боюсь!
- Одевайся!
- Не оденусь!
- Причешись!
- Не причешусь!
- Застегнись!
- Не застегнусь!
- Сядь за стол!
- За стол? Сажусь!
- Вот сироп, кисель в стакане,
Это - сырники в сметане,
Апельсины, персик, сливки,
И сосиски есть с подливкой.

- Ты наелся?
- Я наелся.
- Ты согрелся?
- Я согрелся.
- Ты обулся?
- Я обулся.
- Застегнулся?
- Застегнулся.
- Ну, теперь во двор спускайся,
В детский садик отправляйся!

- Ты спустился?
- Не спустился.
- Что же ты остановился?
- На столе остались в миске
Две несъеденных сосиски!
(Ирина Лопухина “Логопедия: Звуки, буквы и слова”)



_____________________________________________________________________________
НОСИКИ

У свинки есть ребёнок –
Весёлый поросёнок.
Носит хвостик он крючком,
Носик носит пятачком!

Клюв - гусиный носик –
Гуси гордо носят.
Если дразнишь гуся –
Берегись: укусит!
(Ирина Лопухина “Логопедия: Звуки, буквы и слова”)



_____________________________________________________________________________





ВАСИЛЕК
Синий, синий, синий,
Синий василёк.
Спелые колосья
Спрятали цветок.

Сильный, сильный, сильный
Ветер набежал,
Спелые колосья
Смело раскачал.

Синий, синий, синий
Светится цветок,
Смотрит сквозь колосья
Синенький глазок.
(Ирина Лопухина “Логопедия: Звуки, буквы и слова”)



_____________________________________________________________________________
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.



_____________________________________________________________________________
Заячий сон

Спят кусты,
И спят ветра,
Спит лесник
В своей избушке.
А у зайца до утра
Спят по очереди ушки.
(Владимир Орлов)



_____________________________________________________________________________
Чистоговорки:

Са-са-са - бегает лиса
Ас-ас-ас - свет в окне погас
Со-со-со - мне дали колесо
Ос-ос-ос - на палубе матрос
Су-су-су - ягоды в лесу
Ус-ус-ус - на елке много бус
Сы-сы-сы - тикают часы
Ыс-ыс-ыс - кот ловит крыс
Се-се-се - ленточки в косе
Ес-ес-ес - у нас хвойный лес
Си-си-си - подъехало такси
Ис-ис-ис - мама моет рис
Ась-ась-ась - плавает карась
Усь-усь-усь - к нам подходит гусь
Ось-ось-ось - на поляне лось
Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
Ос-ос-ос — на поляне много ос.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь.


_____________________________________________________________________________
Везет Сенька Саньку
с Сонькой на санках;
Санки - скок.
Сеньку с ног,
Саньку в бок,
Соньку в лоб -
все в сугроб.



_____________________________________________________________________________

Hosted by uCoz